{% currentStation == 'nashe' || currentStation == 'rock' ? 'Сообщение ведущим' : 'Сообщение в эфир' %}

Отправить сообщение

Сообщение бесплатное

Прием сообщений ведущим доступен через telegram-бота.

В студии сейчас никого нет, поэтому отправить сообщение некому 🙁

Ошибка. Попробуйте обновить страницу

Ваше сообщение отправлено!

Было бы вам удобно писать в эфир через бота в Telegram вместо сайта?

Авторизация через социальные сети
Вконтакте
Новости НСН

Мистицизм Black Sabbath

Как черные всадники Апокалипсиса, ворвались в британский рок в 1969 году четверо парней из индустриального Бирмингема. Главными настроениями эпохи были любовь и мир, flower power и радужный психоделический гедонизм, запущенный «летом любви» 1967 года.

В перенасыщенным металлургическими заводами Бирмингеме цветов было мало. Ярких радужных красок еще меньше. Много было черного чугуна, тяжелого, гулкого грохота металлургических прессов и заводов, заводов, заводов…

На одном из этих заводов еще совсем юношей, почти подростком, будущий основатель группы гитарист Тони Айомми потерял верхние фаланги указательного и среднего пальцев своей правой руки.

В отличие от выпускников частных школ, престижных университетов и художественных колледжей, составлявших львиную долю британской рок-элиты 60-70-х, все музыканты Sabbath из рабочего класса. А вокалист и лицо группы легендарный Оззи Осборн еще подростком угодил на полтора месяца в тюрьму за участие в грабеже.

Вот из такого — тяжелого, мрачного, начисто лишенного любой хиппарской романтики, росла поэтика Black Sabbath.

По марксистской теории, содержанием песен осознававших свое угнетенное положение рабочих парней должны были стать кухонный соцреализм и классовый гнев.

Но время было невероятно богатое на идеи. Они просто летали в воздухе — только хватай.

Так и получилось, что Black Sabbath стали проводниками мистицизма и оккультных практик, антивоенного пацифизма и экзистенциальной отчужденности.

Пронизанные всем этим эклектичным набором, тексты главного поэта группы, бас-гитариста Терри Гизера Батлера, положенные на тяжелую, завораживающе-гипнотическую музыку Айомми и спетые потусторонним, отрешенным фальцетом Осборна стали вдруг основой для нового, до тех пор неизведанного, готического в своем величии и своей мощи рока.

В первой песне с первого альбома Black Sabbath под раскаты грома и удары похоронного колокола Осборн вздрагивал: «Что это, кто стоит передо мной? / Фигура в черном указывает на меня».

Первые четыре альбома группы включали среди прочего композиции Iron Man, Paranoid, Supernaut, ставшие сейчас классическими и заложившие основы хэви-метала.

Тем не менее, авторы обзора альбомов журнала Rolling Stone не были впечатлены. «Обдолбанный, тупой, неуклюжий, бездушный, слишком грубый и уродливый — несомненно рок опустился на самое дно с этой сатанинской бессмыслицей», — писали они в то время.

Самопровозглашенный дуайен американских рок-критиков Роберт Кристгау отнесся к Black Sabbath с таким же пренебрежением: «Христианско-сатанинско-либеральная муть группы… тупое и аморальное использование».

Но пренебрежительные отзывы снобов лишь укрепляли связь между Black Sabbath и их поклонниками.

В книге «Хэви-метал: культурная социология» профессор социологии Дина Вайнштейн пишет, что группы хэви-метал и их поклонники стали кем-то вроде современных прокаженных в мейнстримовой рок-музыке, изгоями общества, «гордыми отверженными», готовыми постоять за себя.

Оззи с парнями стали аутсайдерами, которым удалось прыгнуть выше головы
Black Sabbath продали миллионы пластинок, билеты на их шоу раскупали легионы подростков, чувствовавших себя такими же ненужными, как когда-то Оззи, Тони и Билл.

Группа обратилась к аудитории, которую нельзя было купить на банальности 60-х о мире и любви.

Это было поколение заниженных ожиданий, высасывающей душу работы, отсутствующего будущего — к нему же обращались Sex Pistols и The Stooges.

Оззи с парнями стали аутсайдерами, которым удалось прыгнуть выше головы.

Увы, их многочисленные последователи по металлу выхолостили и музыкальное, и идейное содержание, столь революционное для рубежа 60-х и 70-х.

Как и многие успешные группы той поры, Sabbath прошли через все эксцессы суперзвездности. Очень быстро сценические эскапады эксцентричного Оззи затмили для многих — и на каком-то этапе для самой группы — все то серьезное содержание, которым отличались ее первые альбомы.

С другой стороны, без безумия Оззи, которое со временем — чем дальше, тем больше — становилось безобидной и милой игрой, Sabbath рисковали превратиться в скучных и погрязших в своем устаревшем и уже никому не страшном хорроре зануд.

Чего-чего, а занудства в Sabbath никогда не было, нет и поныне.

Еще один любопытный факт. Несмотря на почти полувековую историю, к своему завершающему концерту группа подошла практически в неизменном составе: и Оззи, и Тони Айомми, и Гизер Батлер выходят на сцену бирмингемского зала Genting Arena. Из оригинального состава нет только барабанщика Билла Уорда, который окончательно и бесповоротно разругался с Оззи Осборном.

Зато есть интересное и интригующее дополнение: на клавишах играет Алан Уэйкман, сын легендарного Рика Уэйкмана.

Кстати, в Эстонии, как помнят советские меломаны, всегда была популярна средневековая музыка, исполнявшаяся на старинных аутентичных инструментах. Групп таких было множество, и кроме самой известной из них — Hortus Musicus — была еще группа Rondellus, которая появилась уже в постсоветский период.

В 2003 году Rondellus записали альбом Sabbatum — переведенные на древнюю классическую латынь и аранжированные для старинных инструментов песни Black Sabbath.

Рок-готика прошла свой полный круг.

Источники 1 и 2

Вернуться к списку новостей

Новости, которые вас могут заинтересовать

Другие статьи по тегам

{% status[currentStream]['station'] %}

{% status[currentStream]['artist'] %}

{% status[currentStream]['title'] %}

НАШЕ Радио

{% artistOther('nashe') %}

{% songOther('nashe')%}

{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}

ROCK FM

{% artistOther('rock') %}

{% songOther('rock')%}

{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}

Радио JAZZ

{% artistOther('jazz') %}

{% songOther('jazz')%}

{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}

Радио ULTRA

{% artistOther('ultra') %}

{% songOther('ultra')%}

{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}

Последние
10 песен

Закрыть
{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}