Эти песни звали в бой и вселяли веру в победу, хранили память о подвигах и павших. Их знает и поёт вся страна. Вспоминаем самые известные песни о Великой Отечественной войне.
1975 год. В преддверии 30-летия Победы Союз композиторов СССР объявил конкурс на лучшую песню. Поэт Владимир Харитонов, ветеран войны, написал проникновенные стихи о памяти и подвиге. Для создания музыки он обратился не к признанному мэтру, а к молодому Давиду Тухманову.
Однако песня «День Победы» сразу столкнулась с критикой. Многие члены Союза композиторов были возмущены использованием ритмов танго и фокстрота, считая их неуместными для военной темы. Некоторые сомневались, что Тухманов, несмотря на талант, обладает достаточным опытом для такой ответственной работы.
Несмотря на сопротивление, после нескольких исполнений на телевидении и радио песня стремительно завоевала сердца народа. То, что изначально отвергалось профессиональным сообществом, стало главным музыкальным символом Дня Победы, без которого теперь невозможно представить праздник 9 Мая.
Текст песни, вскоре ставшей гимном стойкости и мужества, появился в советских газетах уже на третий день войны. Его автором был Василий Лебедев-Кумач — известный поэт, лауреат Сталинской премии. Композитор Александр Александров, вдохновившись стихами, тут же сочинил к ним музыку.
Осенью 1941 года, когда вермахт рвался к Москве, захватив Калугу, Ржев и Калинин, песня «Священная война» зазвучала на всесоюзном радио ежедневно – сразу после боя кремлёвских курантов. Её суровые, полные гнева и силы слова стали мобилизующим призывом для всей страны.
Среди лирических песен Великой Отечественной войны особое место занимает «Тёмная ночь» – творение композитора Никиты Богословского и поэта Владимира Агатова.
Она была написана в 1943 году специально для фильма «Два бойца», который снимали в эвакуации, в узбекском Ташкенте. В картине песню исполняет главный герой — пулемётчик Аркадий Дзюбин (его сыграл Марк Бернес): проникновенное пение под гитару в тишине фронтовой землянки тронуло миллионы зрителей.
Любопытно, что первым записал «Тёмную ночь» на пластинку Леонид Утёсов – ещё до выхода фильма. Но именно версия Бернеса, наполненная искренностью и душевной теплотой, стала народной классикой и символом военной лирики.
Одна из самых любимых песен о войне появилась ещё до Великой Отечественной — в 1940 году. «Смуглянка» создавалась как часть сюиты, которую Анатолий Новиков и Яков Шведов написали по заказу ансамбля Киевского особого военного округа. Долгое время песня оставалась незамеченной, и лишь спустя четыре года Краснознамённый ансамбль, ища свежий материал, случайно обнаружил её. Композицию включили в концертную программу, прозвучавшую по радио — и вскоре её запели на фронте и в тылу.
А в 1973 году песня пережила второе рождение — благодаря фильму «В бой идут одни старики», где она прозвучала особенно пронзительно.
Знаменитую мелодию написал Анатолий Новиков, а проникновенные строки — поэт Лев Ошанин. Песня, рожденная в победном 1945-м, впервые зазвучала в программе театрализованного представления «Весна победная».
В далёком 1938 году в советском радиоэфире зазвучала песня, которой суждено было стать культурным феноменом. Трогательная история о любви простой русской девушки к защитнику рубежей Родины, облачённая в гениально простую мелодию Матвея Блантера и поэтические строки Михаила Исаковского, мгновенно покорила сердца миллионов.
Но настоящую народную жизнь «Катюша» обрела в военные годы. Её пели везде – в окопах перед атакой, в госпиталях, на заводах, работавших для фронта. Бойцы создавали десятки вариаций текста. Так авторское произведение переросло в культурный символ, объединивший страну в самые трудные времена.
Стихотворение Расула Гамзатова «Журавли» родилось под впечатлением от памятника Садако Сасаки — японской девочки, верившей, что тысяча бумажных журавликов спасёт её от лейкемии. В 1968 году Наум Гребнев перевёл стихи на русский, сохранив образ джигитов, превращающихся в журавлей.
Стихотворение попалось на глаза Марку Бернесу. Он, уже будучи тяжело больным, записал песню на музыку Яна Френкеля. Это стала его последняя работа — пронзительная и бессмертная.
В 1939 году советский кинематограф подарил зрителям фильм «Большая жизнь» — историю о трудовых буднях донбасских шахтеров. Одной из самых ярких деталей картины стала песня «Молодой коногон» с простой, почти дворовой мелодией, которая моментально врезалась в память.
Но настоящую народную славу эта композиция обрела уже во время Великой Отечественной войны. Солдаты подхватили мотив и стали складывать свои, фронтовые версии текста. Самый известный из них начинался с пронзительных строк: «На поле танки грохотали, солдаты шли в последний бой, а молодого командира несли с пробитой головой…». Эта вариация не просто прижилась — она стала частью национальной памяти.
Эта песня родилась в 1939 году — её впервые исполнил Николай Крючков в фильме «Трактористы» после победных боёв на Халхин-Голе в Монголии. По одной из версий, танк из песни — реальный БТ-7, сражавшийся с японцами у озера Хасан.
Булат Окуджава написал эту песню для фильма «Белорусский вокзал» 1971 года. Режиссёр Андрей Смирнов изначально хотел включить в картину аутентичную фронтовую песню, однако Окуджава пошёл другим путём — он написал не стилизацию под военные годы, а глубокую лирическую балладу.
В фильме композицию исполняет бывшая фронтовая медсестра Рая (блестяще сыгранная Ниной Ургант) во время встречи с однополчанами.
Летом 1969 года Владимир Высоцкий написал эту песню для фильма «Сыновья уходят в бой». Режиссёр Виктор Туров вспоминал: вечером у костра он попросил Высоцкого создать композицию о потере боевого друга. Тот молча кивнул и ушёл. Уже на следующий день песня была готова.
Кстати, песня могла называться по-другому: среди вариантов — «Песня о погибшем друге», «Песня о друге» или даже «Почему всё не так».
В 1939 году на концерте польского ансамбля «Голубой джаз» поэт Яков Галицкий был потрясен мелодией пианиста Ежи Петербургского — и прямо во время выступления сочинил к ней стихи. Так появился «Синий платочек», мгновенно покоривший публику. Его исполняли звезды эстрады: Русланова, Юрьева, Козин…
Но война вдохнула в песню новый смысл. В июне 1941 года Борис Ковынев написал фронтовые строки:
«Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа…»
А позже Клавдия Шульженко превратила «Синий платочек» в гимн стойкости. С новым текстом журналиста Михаила Максимова, опубликованным в газете «За Родину», песня обрела вторую жизнь — суровую, трогательную и бессмертную.
Чтобы увидеть новость полностью, перейдите на полную версию страницы