25.10.2018

Мик Бокс (Uriah Heep): «Песня сама решает, какой ей быть»

Основатель Uriah Heep рассказал о новом альбоме «Living the Dream»

ROCK FM: Нам показалось, что альбом получился самым громким и агрессивным за всю вашу карьеру, даже громче, чем «Abominog» и «Very ‘Eavy, Very ‘Umble» — верно ли это, и если да, то почему так?

Мик Бокс: Здорово, если так! Мы записывались с таким увлечением, что это не могло не отразиться на пленке. Когда писались болванки, мы впятером садились в студии в кружок, играли вместе, смотрели друг другу в глаза и улыбались. И продюсер Джей Растон умеет записать каждый инструмент так, чтобы он раскрывался на полную мощность. По-моему, это первый альбом, который смог перенести в студию энергию нашего живого выступления!

ROCK FM: А проблемы внешнего мира как-то влияют на вашу музыку?

Мик Бокс: Не думаю. Беспроблемных времен в мире не было и не будет, и не стоит преувеличивать значимость того, что творится сейчас. Мы как раз стараемся оставлять все мировые новости за порогом репетиционной базы или студии и подходить к музыке с позитивной стороны.

ROCK FM: В последние годы у групп — ваших ровесниц — таких, как Deep Purple, Judas Priest, ну, или Sparks, если говорить о другом фланге — вдруг начали выходить очень сильные альбомы. Они вдобавок попадают в чарты, чего не было уже давно. Как вы думаете, почему так?

Мик Бокс: Это же замечательно! По-моему, это обычная история: мы присутствуем при излете очередной музыкальной моды. Публика снова сыта фаст-фудом по горло и тянется к настоящему мясу и настоящей классике!

ROCK FM: Как обычно, большую часть песен написали вы вместе с клавишником Филом Лэнзоном. Как вы работаете вместе — музыку пишет один, а слова — другой?

Мик Бокс: Нет, мы вместе делаем и мелодии, и тексты. Обмениваемся кусочками, это похоже на пинг-понг. Иногда один из нас приносит почти готовую тему, но второй все равно доводит ее до ума. Так что в итоге получается примерно пятьдесят на пятьдесят.

ROCK FM: Кстати, а просто стихи Вы не пишете? Может, мы когда-нибудь увидим поэтический сборник Мика Бокса?

Мик Бокс: Ну, может, когда-нибудь… Но пока я просто подбираю слова к мелодиям, не более того.

ROCK FM: Еще одна вещь, которой у Uriah Heep давно не было — это длинные, шести-восьмиминутные треки, прямо из золотой эпохи прогрессива. Почему вдруг опять захотелось?

Мик Бокс: Потому что песня сама решает, какой ей быть. Одна хорошо укладывается в требования радиоформата, а другая вдруг говорит: «Нет, подавайте мне пространство, мне нужно дышать!» И вот пара-тройка песен на альбоме — «Take Away My Soul», «Rocks In The Road» и «It’s All Been Said» — получились как раз такими своенравными. Можно было, конечно, здесь подрезать припев или соло, но мы решили: да пусть развиваются, пусть они будут какими хотят! Они в итоге такими и стали.

ROCK FM: А как работалось в Chapel Studio?

Мик Бокс: Ой, хорошо! Студийный комплекс находится в такой деревенской глуши, что там нет НИЧЕГО, даже паб закрывается рано! Из всех развлечений — выйти подышать свежим воздухом, но зато ничто не отвлекает. И тишина круглые сутки. Поэтому мы жили там же: спускались в студию к десяти утра, сидели там до двух, потом служба кейтеринга привозила нам обед, потом мы работали до и после ужина, а часов в десять вечера забирались в холодильник с пивом и оттягивались. У нас получался такой «клуб выпивох имени Uriah Heep». И на следующий день все повторялось — вот в такой расслабленной обстановке мы все и сделали.

ROCK FM: Что вас вдохновляло во время работы над альбомом?

Мик Бокс: Не бывает такого, чтобы мы садились и говорили друг другу: «Что-то мы давно ничего не делали, пора бы написать пластинку». Мы с Филом пишем каждый день, большая часть идет в отвалы, но иногда мы зажигаемся от риффа или мелодической линии и докручиваем песню до конца. Постепенно материал накапливается, и тогда мы идем в студию. А вдохновить может что угодно, просто сверкнет в голове — и ты уже не задаешься вопросом, откуда это пришло, главное — успеть запомнить!

ROCK FM: Что вы сейчас слушаете?

Мик Бокс: Не так много. Мне все кажутся одинаковым: я то и дело ловлю себя на мысли «это уже было…» Бывает, у кого-то из молодых зацепит нетривиальный гитарный или барабанный ход — но все это растворяется в таком потоке серости, что включишь в машине радио, послушаешь несколько минут, да и выключишь, все-таки это не мое.

ROCK FM: Ваш стиль игры на гитаре становится сложнее и виртуознее с годами — в то время как многие ваши современники играют все хуже и хуже, хотя бы попросту из-за болячек. Как Вы поддерживаете себя в форме?

Мик Бокс: Я просто бренчу каждую свободную минуту — гитара все время рядом со мной. Никаких специальных изматывающих упражнений — просто все подряд, свое и чужое. Иногда набредаешь на что-то стоящее и откладываешь это в сторонку, чтобы развить в песню, а если не набредаешь — ну и ладно. Все очень расслабленно и ни к чему не обязывает, но это и есть мой метод. Если тебе хорошо — играй и смотри, что получается. Если плохо — играй и смотри, что получается из твоего плохого настроения! Главное — пиши все время, и пусть песни отражают то, что творится у тебя в душе.

ROCK FM: Спасибо, теперь пару слов о каждой из песен. «Grazed By Heaven» — это композиторский дебют Деви Риммера в группе?

Мик Бокс: Да. Деви всегда был нашим фэном, еще до своего прихода в группу, и всегда хотел написать что-то энергичное в духе «Between Two Worlds» или титульного номера «Wake The Sleeper». И он придумал всю музыку, а потом позвал своего приятеля Джеффа Скотт-Сото из Sons of Apollo, тот принес мелодическую линию и слова. Получилась мощная, очень сексуально заряженная песня, и мы решили начать альбом с нее, потому что она очень напоминала программное заявление: вот, смотрите, какие мы сейчас!

ROCK FM: Трек номер два — заглавный, «Living The Dream»…

Мик Бокс: Этот заголовок давно болтался у меня в записной книжке, и я много лет хотел сделать из него песню. Идея возникла из разговоров с фанатами после концертов, когда я рассказывал: вот, мы только что вернулись из американского тура, скоро едем в следующий. И они отвечали: «Ух ты, у вас не жизнь, а мечта!» То есть им бы хотелось так же — но они каждый день ходят на работу, которую не очень любят, чтобы оплачивать свои счета… И на эту фразу накрутился рифф, я показал его Филу, тот моментально врубился и набросал кучу идей по вокалу — так и появилась песня.

ROCK FM: «Take Away My Soul»?

Мик Бокс: Тут основная часть музыки моя, хотя Фил много чего добавил. Получился энергичный рок-номер. Песня о паре, которая любит друг друга в смысле… Ну, во всех смыслах, и еще и снимает это на видео. А потом любовь проходит, они расстаются, и тут она узнает, что он показывает их интимные видео другим. Отсюда и заголовок.

ROCK FM: Следующая — «Knocking At My Door»?

Мик Бокс: Мощная рок-песня, очень энергичная, которая придумалась и записалась довольно быстро, и очень понравилась нам всем. Песня о человеке с параноидальным складом ума: он боится каждого шороха за порогом, ему кажется, что зло стучится в дверь и вот-вот придет и заберет его.

ROCK FM: Следующая, самая длинная на альбоме — «Rocks On The Road»?

Мик Бокс: Очень позитивная песня. Конечно, камни на дороге попадаются, но но их всегда можно отбросить, либо перешагнуть. И при некотором терпении ты обязательно дойдешь туда, где тебя ждут счастье, любовь и гармония. Мы-то знаем.

ROCK FM: «Waters Flowin’»?

Мик Бокс: Она вся сделана на двенадцатиструнной гитаре, и мне показалось, что это придало ей такой флёр шестидесятых. Песня о парне, который играл на гитаре на берегу реки, и послушать его приходили толпы людей. А потом он вдруг исчез, и у воды осталась только его гитара. И люди пытаются понять — сыграет ли кто-то на этой гитаре такие же песни? Мне эта вещь кажется очень детской, почти колыбельной.

ROCK FM: «It’s All Been Said»?

Мик Бокс: Еще один прог-роковый номер и единственная песня, навеянная газетными заголовками. Мы все к этому привыкли, но на самом деле смотрится жутко, когда на одной и той же полосе стоят новости светской жизни, о музыкантах, фотомоделях и коронованных особах, а рядом рассказы о войнах и голоде. Этим и навеяло.

ROCK FM: «Goodbye To Innocence»?

Мик Бокс: Мы с Филом написали музыку и слова, но Берни Шоу, нашему вокалисту, не понравился текст. Мы сказали: «Не проблема, напиши свой». И он, к нашему удивлению, действительно написал — так-то он не большой любитель. Получился такой флэшбек в школьные годы, когда тестостерон бьет в голову, а рядом подрастают девчонки, и это первое и последнее, о чем ты можешь думать… В общем, все кончается хорошо, если вы поняли, о чем я.

ROCK FM: «Falling Under Your Spell»?

Мик Бокс: Еще один мощный рок-номер с отличной вокальной гармонией, которые мы всегда любили и любим. Представьте себе ситуацию, когда вы заходите в комнату, полную людей, и вдруг видите на том конце девушку. Она смотрит на вас — и вы оба понимаете, что это не просто взгляды. Между вами будто бы возникает невидимая связь, вы как бы подпадаете под ее чары. Песня об этом.

ROCK FM: И закрывающая песня — «Dreams of Yesteryear»…

Мик Бокс: Песня-впечатление, песня-воспоминание о лучших моментах, которые есть в жизни у каждого. Или были много лет назад. И о том, что память отфильтровывает эти лучшие моменты и при этом отбрасывает плохие. Хотя на самом деле они никуда не деваются. Надеюсь, что наши дети воспримут наш мир на новом уровне и сделают его чуточку более симпатичным местом.

ROCK FM: Спасибо огромное! И последний опрос: правильно ли мы понимаем, что сегодняшние Uriah Heep — это не только группа музыкантов, но и компания друзей, которым просто приятно тусоваться вместе?

Мик Бокс: Сегодня — да. Где-то в начале девяностых я принял решение, что впредь буду работать только с приятными мне людьми. И это не только коллеги по группе, но и менеджеры, агенты, техники, звукорежиссеры — словом, все. Мы постоянно в дороге, только за прошлый год было сто двадцать пять концертов. И трения между людьми в таких обстоятельствах очень отравляют жизнь. А я не хочу, чтобы мы отравляли друг другу жизнь, понимаете? В конце концов, мы здесь не навсегда, и надо приносить друг другу радость, пока еще можем это делать. И теперь мы все настоящие друзья. Раньше, в семидесятые… Ну, скажем, это далеко не всегда было так.

ROCK FM: Спасибо, ждем вас в Москве! На другие города России пока планов нет?

Мик Бокс: Есть, но попозже. Пока что Москва и Петербург.